Покупая автомобиль, мало кто задумывается о том, сколько он будет стоить года через два при перепродаже.
Покупка автомобиля у официального дилера дает немало преимуществ по сравнению с приобретением серого или подержанного автомобиля с рук.
Это — правовая чистота машины, двух-трехлетняя гарантия, отсутствие расходов при поломках, а при покупке в кредит — возможность осуществить свою мечту независимо от наличия всей суммы в момент сделки.
Расплачиваться за эти преимущества приходится через несколько лет в момент продажи автомобиля.
«Сильнее дешевеют автомобили, имевшие повреждения. Кроме того, бывают случаи, когда к стоимости машины значительную сумму добавляет дополнительное оборудование, которое в цене подержанного автомобиля учитывается незначительно», — говорит Василий Орехов, руководитель отдела по маркетингу компании «Атлант-М Балтика». Кроме того, по его словам, сильнее дешевеют марки, по которым развит импорт подержанных авто. Подержанные авто ввозятся в страну по более низким ценам, чем те «бэушные», которые выставлены в салонах, тем самым опуская цену на рынках.
Focus без уценки
По мнению Алексея Тарасенко, директора по маркетингу компании «Аларм-Моторс Форд», на стоимость вторичного автомобиля кроме его технического состояния также влияет репутация бренда и рыночная ситуация, в частности — очереди на новые автомобили. «Пример тому Ford Focus, который теряет в цене крайне незначительно. Известно немало случаев, когда люди продавали свой Focus через 1,5-2 года практически по той же цене, что и покупали. Это объясняется не только надежностью автомобиля, но и очередями на новые «Фокусы», — говорит Алексей Тарасенко
Выгодная экономия
В абсолютном выражении автомобили средней и нижней ценовых категорий теряют меньше. Усредненная схема — 1-й год — 15-20%, 2-й год — еще 10-15%, 3-й год — еще 10%. «Все зависит, в частности, от популярности модели. Например, востребованные модели из линейки GM — Chevrolet Lacetti, Chevrolet Aveo — теряют в цене меньше других как в абсолютном, так и в относительном выражении, — рассказывает Василий Орехов. — Кроме того, нужно учесть такие факторы, как риск угона автомобиля и, соответственно, экономию на страховке, а также стоимость обслуживания машины».
Скидки на роскошь
Престижные автомобили теряют в цене быстрее, чем массовые. Например, трехлетние Volvo стоят в среднем 50-60% от цены новых. По словам Павла Иванова, менеджера по продажам ООО «Смольнинский Автоцентр», в первый год Volvo теряет в цене 20-25%, в зависимости от пробега и состояния. B каждый последующий год — по 10%.
«Рынок показывает, что престижные автомобили дешевеют быстрее, чем массовые. Зачастую можно найти на вторичном рынке годовалый ВАЗ дороже, чем он продается в салонах. На премиум-бренды, в отличие от некоторых массовых, таких огромных очередей нет», — объясняет Павел Иванов.
Потеря стоимости премиальных марок связана с вопросом престижа, считает Алексей Тарасенко. «Покупая автомобиль за 150 тыс. евро, вы платите часть этих денег за возможность обладать последней новинкой. Через 3-4 года ваш автомобиль станет вдвое дешевле. Сохранив превосходное техническое состояние и даже определенную технологическую инновационность, он просто перестанет быть самым современным. А если он уже не самый, то с какой стати за него платить дорого?» — комментирует эксперт.
Стоимость внедорожников уменьшается не так быстро. «У внедорожников статус немного другой, чем у престижных седанов, их покупают не только за роскошь, но и за проходимость, возможности, отличающиеся от «асфальтовых автомобилей». К тому же, как правило, владелец внедорожника сам его эксплуатирует, ездит за город (или живет за городом), и так далее. Отсюда более плавное снижение «полезности» таких автомобилей для потребителя», — уверен Василий Орехов.
Автомобиль теряет в цене с каждым проведенным на городских улицах днем.
Виталий Новиков, генеральный директор ООО «Автомир-СПб»:
«Почему получается так, что быстрее дешевеют дорогие автомобили? Потому что спрос на них ниже в разы, чем на доступные. Некоторые марки теряют в цене значительно, как только выедут из автосалона. Так, Ssang Yong теряет сразу 30% из-за несоответствия цены и ценности бренда, значительно теряет в цене и Subaru, которые видоизменяются внешне каждые полтора года. Это безумие. Еще недавно ты ездил на машине, она была новая, и — опа! — она уже старая, и все вокруг знают об этом.
Вообще же ликвидными сегодня являются практически все доступные автомобили, кроме китайских».